Вы здесь: Главная Оценка Интеллектуальной собственности

Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов

Nemater aktivovПо мере развития экономики, внедрения новых технологий и выпуска наукоемкой продукции, интеллектуальная собственность и нематериальные активы становятся одной из наиболее важных составных частей активов предприятия. Это справедливо в первую очередь для предприятий, имеющих устойчивую деловую репутацию, владеющих известными товарными знаками или работающих на рынке наукоемкой продукции. Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности особенно важна для предприятий высокотехнологических отраслей. 

Оценка интеллектуальной собственности - установление стоимости, которая обусловлена потенциальной эффективностью нематериального актива, характеризуемого технологической и производственной новизной. По сути, это оценка потребительной стоимости объекта, включающая такой фактор, как способность приносить дополнительную прибыль.

Основной сложностью при оценке нематериальных активов (прогнозировании конкурентоспособности данного объекта, моделировании его жизненного цикла и т. д.) является недостаток объективной информации о состоянии конъюнктуры соответствующих сегментов рынка, особенно с учетом того, что все расчеты необходимо производить исходя из реальных программ и планов.

При оценке нематериальных активов наши специалисты тщательно изучат имеющиеся данные с целью определения потока прибыли, ассоциированного с оцениваемыми активами, идентифицируют остаточный срок службы активов с применением методик оценки, точно отражающих стоимость.
 
Критерии признания нематериальных активов:

Нематериальный актив должен идентифицироваться как самостоятельный объект учета;

Нематериальный актив должен контролироваться предприятием;

Существует вероятность, что будущие экономические выгоды от нематериального актива поступят на предприятие;

С большой степенью вероятности можно оценить стоимость нематериального актива.

 
ОЦЕНКА ТОВАРНОГО ЗНАКА

 
Оценка товарного знака, торговой марки, фирменного наименования или иного отличительного признака товара тесно связано с оценкой бизнеса и производится на основе анализа полного цикла производства и реализации товаров или услуг данной компании и предполагает определение рыночной стоимости оцениваемого объекта через определение значимости влияния данного отличительного признака на величину прибыли компании и объем реализации товаров и услуг. По мере продвижения на рынке стоимость товарного знака возрастает, и он становится важным элементом имущественного комплекса предприятия. Уже ни для кого не новость, что рыночная стоимость товарного знака может значительно превышать стоимость производственных и материальных ресурсов фирмы. Оценка товарного знака компании (бренда) положительно влияет на ее общую рыночную стоимость и, следовательно, на ее привлекательность для партнеров и инвесторов.

Оценка товарного знака необходима при:
 
Обосновании цены сделки при купле-продаже товарного знака

Внесении товарного знака в качестве вклада в уставный капитал предприятия

Заключении лицензионных договоров на использование зарегистрированного товарного знака для обоснования ставки роялти или паушальных платежей

Предоставлении франшизы новым компаньонам, для расширения рынка сбыта и увеличения объема продаж;

Оптимизации налогообложения предприятия

Постановке товарного знака на баланс предприятия

Покупке или продаже предприятия, владеющего товарным знаком

Инвестиционной мотивации партнеров и привлечении дополнительных инвестиций в бизнес

Слиянии или поглощении предприятия, владеющего товарным знаком

Оценке общей стоимости предприятия, владеющего товарным знаком, для управления стоимостью бизнеса

Принятии управленческих и инвестиционных решений

Страховании товарного знака

Внесении товарного знака в качестве залога при кредитовании предприятия

Определении ущерба от фальсификации товаров (услуг) и незаконным использованием товарного знака другим предприятием

Судебном разбирательстве в отношении товарного знака

 
Примерный перечень исходной информации для оценки товарного знака

(перечень может корректироваться в зависимости от особенностей товарного знака):

Копия свидетельства о регистрации товарного знака (с приложениями)

Балансовая стоимость знака

Затраты на разработку, продвижение и рекламу знака за период его действия (по годам). Краткое описание основных проведенных мероприятий

Краткое описание настоящей деятельности и истории предприятия-правовладельца

Описание продукции, маркированной данным знаком, ее конкурентоспособность по цене и качеству, примерная доля продукции на рынке

Объем продаж, полученная прибыль за последние 3 года

Современное состояние, основные тенденции развития и ожидаемые темпы роста сегмента рынка в ближайшие годы

Прогноз продаж и прибыли в предстоящие 3-4 года, необходимые инвестиции

 
ОЦЕНКА ПАТЕНТА

 
Одним из правовых институтом, посредством которого охраняются права на интеллектуальную собственность, является патентное право. Оно регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. 

Под оценкой патентов понимается оценка исключительных прав на подобные виды интеллектуальной собственности, подтвержденных выданным патентом.
 
Оценка патента - один из способов пополнения уставного капитала предприятия, который позволяет амортизировать нематериальные активы. Так же оценка патента необходима для перерасчета основных фондов предприятия; определения реальной рыночной стоимости объекта при совершении сделки купли-продажи с интеллектуальной собственностью.
 

В каких случаях необходима оценка патентов:
 
При внесении патента в уставной капитал предприятия

При постановке его на бухгалтерский учет компании

При переоценке активов организации

При переходе права пользования охранного документа иным лицам

 
Примерный перечень исходной информации для оценки патента

(перечень может корректироваться в зависимости от особенностей объекта оценки):

Копия патента

Сведения о затратах на разработку объекта, регистрацию патента по годам

Балансовая стоимость объекта

Описание правообладателя (история создания, деятельность, достижения)

Место изобретения (полезной модели, промобразца) среди других объектов такого рода (степень оригинальности, уровень опережения и т.п.)

Все возможные направления использования объекта. Конкурентные преимущества продукции с использованием объекта (цена, качество и т.п.)

Ожидаемый срок полезной жизни (сохранения преимуществ) объекта

Объем продаж, полученная прибыль в последние 3 года

Настоящее состояние, основные тенденции развития и ожидаемые темпы роста сегмента рынка в ближайшие годы

Прогноз продаж и прибыли в предстоящие 3-4 года, необходимые инвестиции


ОЦЕНКА ЛИЦЕНЗИЙ
 

Лицензия – это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
 
Рыночная оценка лицензий – это оценка объективности прав, которые передаются по лицензионному соглашению, на ведение конкретного вида коммерческой деятельности.
 

Оценка лицензии необходима при:

Купле-продаже лицензии

Внесении лицензии в уставный капитал

Оптимизации налогообложения организации, владеющей лицензией

Решении имущественных споров, касающихся лицензии, в судебном порядке

Принятии управленческих и инвестиционных решений в отношении лицензии

Переоценки активов
 

Перечень документов, необходимых для оценки стоимости лицензий:

Лицензия/лицензионный договор

Предмет лицензирования (идея, промышленное решение, промышленное использование и пр.)

Срок действия лицензии/лицензионного договора

Период времени, в течение которого оказываются услуги/производится продукция по данному виду деятельности

Затраты на получение лицензии

Объем производимой продукции/оказываемых услуг по лицензии за последние 3-4 года

Продажная цена продукции/услуг по лицензии за указанные 3 года производства

Себестоимость единицы продукции по годам (с начала производства)

Чистая прибыль от лицензируемой деятельности

Сведения о наличии ограничений по использованию лицензии
 

ОЦЕНКА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ (ГУДВИЛЛА)


Для большинства задач оценка деловой репутации фирмы (гудвилла) заключается в определении совокупности тех элементов бизнеса или персональных качеств, которые стимулируют клиентов обращаться именно к данному предприятию и которые приносят фирме прибыль сверх требуемой для получения разумного дохода на все остальные активы компании, включая доход на нематериальные активы, которые могут быть идентифицированы и отдельно оценены. Оценка гудвилла и других неидентифицируемых активов обычно связана с какими-то идентифицируемыми активами, в том числе с товарным знаком или брендом. 

В ряде случаев стоимость деловой репутации фирмы может значительно превышать стоимость балансовых активов предприятия. Потому, при сделках купли-продажи действующего бизнеса, необходимо проводить качественную оценку деловой репутации фирмы. Это обязательное условие для выявления справедливой рыночной цены, которая устроит как покупателя компании (предприятия), так и продавца.
 

Документы, необходимые для оценки деловой репутации (гудвилла):    

Копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор, Свидетельство о регистрации)

Копии проспектов эмиссии, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг (для акционерных обществ)

Виды деятельности и организационная структура компании.

Копии договоров аренды на недвижимое имущество (если есть)

Данные бухгалтерской отчетности за последние 3-5 лет (или возможное количество предшествующих периодов): бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках

Последнее заключение аудитора (если проводилась аудиторская проверка)

Ведомость основных фондов

Инвентарные списки имущества

Данные о всех активах (недвижимости, запасах, акциях сторонних обществ, векселях, нематериальных активах и пр.)

Расшифровка кредиторской задолженности

Расшифровка дебиторской задолженности: по срокам образования, по видам дебиторской задолженности, доля сомнительной задолженности

Информация о наличии дочерних компаний, холдингов (если есть), финансовая документация по ним

План развития предприятия на ближайшие 3-5 лет с указанием планируемой валовой выручки по товарам/услугам, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли - по годам
 

ОЦЕНКА НОУ-ХАУ
 

Ноу-хау - это информация коммерческого или технического характера, использование которой позволяет увеличивать эффективность бизнеса, является очень важным и достаточно дорогим товаром. Оценка стоимости ноу-хау - оценка совокупности методов, приемов и знаний технического, административно-управленческого или финансового характера, не защищенных государственными патентами или свидетельствами.
 
В современных условиях развития экономики информация коммерческого или технического характера, использование которой позволяет повышать эффективность бизнеса, является весьма значимым и достаточно дорогим товаром. Как необходимый элемент бизнеса, она может занимать важное место в структуре активов компании.
 

В каких случаях осуществляется оценка ноу-хау:
 
При совершении сделки купли-продажи

При реорганизации (слиянии, разделении, поглощении и т.п.); ликвидации предприятия, проводимого как по решению его собственников, так и при банкротстве предприятия по решению суда

При инвестиционном проектировании развития предприятия (бизнеса)

При намерении получить кредит

При страховании имущества предприятия

При судебных спорах

При переоценке основных фондов предприятия

При вкладе в уставный капитал общества

При передаче права использования НХ на основе лицензионного соглашения, по договору франчайзинга и т.д.

При наследовании

 
Перечень документов, необходимых для оценки ноу-хау:

Характеристики товаров, производимых с использованием НХ, при необходимости в сравнении с аналогичными или конкурирующими

Источники получения доходов от использования НХ

Описание рынка

Затраты, производимые на приобретение прав и использование НХ

Себестоимость и цена единицы товара с использованием НХ

Технические (потребительские), эксплуатационные, экологические и экономические показатели получения доходов от использования НХ:

   увеличение объемов реализации конкретных видов или всей продукции предприятия с использованием НХ

   повышение цены в зависимости от качества продукции

   экономия в производстве при использовании НХ в конкретных видах продукции или во всей выпускаемой продукции

Выручка от продажи имущественных прав на использование НХ

Произведенные затраты:

   на приобретение имущественных прав на НХ

   на освоение в производстве и организацию выпуска и реализации товаров с использованием НХ

   на правовую и другие виды охраны НХ

   на маркетинг товаров с использованием НХ

   на страхование рисков осуществления проектов с использованием НХ и (или) их доходности

 

 

 

Сейчас 35 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Позвонить: 8 (342) 20-555-73 
Написать: info@oktereza.ru

ob1

Вы здесь: Главная Оценка Интеллектуальной собственности